- Артикул:00203015
- Автор: Зайцева Е. Н
- ISBN: 5-88821-040-4
- Тираж: 1000 экз.
- Обложка: Твердый переплет
- Издательство: Воздушный транспорт (все книги издательства)
- Город: Москва
- Страниц: 280
- Формат: 60x90/16 (~145х215 мм)
- Год: 2001
- Вес: 427 г
Психологическое обеспечение в гражданской авиации России является системой нормативно-правовых, организационных и методических мер по использованию средств и методов общей и авиационной психологии, направленных на обеспечение безопасности полетов.
Настоящее Руководство по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского состава гражданской авиации (далее - Руководство) разработано в соответствии с ФАП "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", приказ ФАС России от 17.02.98 г. № 42. Согласованы с Минюстом России 18.05.98 г. № 3263 (далее - ФАП " Медицинское освидетельствование.").
При разработке Руководства учтены требования и рекомендации ИКАО, Воздушного кодекса Российской Федерации, Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, ФАП "Сертификация юридических лиц, осуществляющих медицинское освидетельствование авиационного персонала" (зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2000 г. № 2191), "Методических рекомендаций по квалификационным требованиям к врачам-экспертам и психологам врачебно-летных экспертных комиссий гражданской авиации". В нем содержатся требования к уровню развития профессионально важных психологических качеств авиаспециалистов, методы и процедуры их оценки, в том числе и в целях профессионального психологического отбора поступающих в учебные заведения гражданской авиации, методы и приемы психопрофилактики и реабилитации, а также основы и методы психологического анализа причин авиационных происшествий и инцидентов.
Руководство предназначено для использования психологами ВЛЭК, учебных заведений, авиапредприятий, а также руководителями территориальных управлений и предприятий Государственной службы гражданской авиации (Росавиации), эксплуатирующих воздушные суда и участвующих в управлении воздушным движением.
С введением в действие настоящего Руководства Руководство по профессиональному психофизиологическому отбору в гражданской авиации (Москва, ВТ. 1986 г.) утрачивает силу.
Содержание
ЧАСТЬ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
1. Общие положения
2. Психолог гражданской авиации
2.1. Психолог ВЛЭК гражданской авиации
2.2. Психолог авиакомпании
2.3. Психолог учебного заведения
ЧАСТЬ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ КАНДИДАТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
1. Общие положения
2. Организация и порядок проведения психологического обследования
2.1. Организация
2.2. Порядок проведения психологического обследования
2.3. Обработка результатов обследования. Составление заключений и оформление документации
3. Содержание психологического обследования
3.1. Общие положения *
3.2. Методики для группового психологического обследования
3.2.1. Корректурная проба с кольцами. Бланковый вариант
3.2.2. Корректурная проба с кольцами. Автоматизированный вариант
3.2.3. Кольца Ландольта. Бланковый вариант
3.2.4. Кольца Ландольта. Автоматизированный вариант
3.2.5. Перепутанные линии. Бланковый вариант
3.2.6. Шкалы. Бланковый вариант (формы 1 и 2)
3.2.7. Шкалы. Автоматизированный вариант
3.2.8. Отыскивание чисел с переключением (ЧКТ). Бланковый вариант (ЧКТ - форма 1)
3.2.9. Двухцветная таблица. Автоматизированный вариант ЧКТ
3.2.10. Компасы. Бланковый вариант
3.2.11. Компасы. Автоматизированный вариант
3.2.12. Установление закономерности. Бланковый вариант
3.2.13. Установление закономерности. Автоматизированный вариант
3.2.14. Количественные отношения. Бланковый вариант
3.2.15. Количественные отношения. Автоматизированный вариант.
3.2.16. Шифровка. Бланковый вариант
3.2.17. Тест Равена (формы 1 и 2)
3.2.18. Установление направлений. Бланковый вариант
3.2.19. Установление направлений. Автоматизированный вариант
3.2.20. Диктант (формы 1 и 2)
3.2.21. Реакция на движущийся объект. Автоматизированный вариант.
3.2.22. Сортировка слов. Автоматизированный вариант
3.2.23. Лабиринт. Автоматизированный вариант
3.2.24. Штора. Автоматизированный вариант
3.3. Методики исследования личности
3.3.1. СМИЛ (Стандартизированная методика исследования личности). Бланковый вариант
3.3.2. СМИЛ. Автоматизированный вариант
3.3.3. ММИЛ (Методика многостороннего исследования личности). Бланковый вариант
3.3.4. 16-ти факторный тест Кеттела. Бланковый вариант
3.3.5. Направленность личности
3.4. Методики для индивидуального психофизиологического обследования
3.4.1. Запоминание чисел
3.4.2. Рефлекс на время. Неавтоматизированный вариант
3.4.3. Рефлекс на время. Автоматизированный вариант
3.4.4. Отыскивание чисел с переключением (ЧКТ - форма 2)
3.4.5. Абитуриент
3.4.6. План беседы с кандидатами, поступающими на специальность "диспетчер УВД"
3.4.7. План беседы с кандидатами для обучения специальности "пилот", "пилот-инженер", "штурман-инженер"
3.4.8. План беседы с кандидатами для обучения специальности "бортпроводник"
3.5. Методы наблюдения
4. Психологическое обследование кандидатов для обучения специальности "пилот" ("пилот-инженер")
5. Психологическое обследование кандидатов для обучения специальности "штурман" ("штурман-инженер")
6. Психологическое обследование кандидатов для обучения специальности "бортинженер" ("бортмеханик")
7. Психологическое обследование кандидатов для обучения специальности "бортпроводник"
8. Психологическое обследование кандидатов для обучения специальности "диспетчер УВД" ("инженер по УВД")
Приложения
ЧАСТЬ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРИ МЕДИЦИНСКОМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ
1. Общие положения о медицинской сертификации в гражданской авиации
2. Психологическое обследование при медицинском освидетельствовании
2.1. Задачи психологического обследования
2.2. Показания для психологического обследования
2.3. Обязательное психологическое обследование
2.4. Дополнительное психологическое обследование
2.5. Особенности психологического обследования летного и диспетчерского состава при переучивании на новую технику, выдвижении на должность, направлении в полярные экспедиции и страны с жарким климатом
3. Заключение психолога
Таблицы
ЧАСТЬ 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАСПЕЦИАЛИСТОВ
1. Обеспечение учебного процесса
2. Психологическая поддержка в период стажировки
3. Психологическая совместимость экипажей воздушных судов и диспетчерских смен
4. Обучение основам авиационной психологии летного и диспетчерского состава, слушателей учебных заведений гражданской авиации.
5. Психопрофилактика, психотерапия, психологическая коррекция.
5.1. Поддержание и развитие основных профессиональных психологических качеств
5.2. Диагностика и коррекция стресса, психотерапия и психопрофилактика
Рекомендуемая литература
ЧАСТЬ 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЦИДЕНТОВ
1. Исследование человеческого фактора в практике расследования
1.1 Общие положения
1.2. Организация исследования
1.3. Содержание исследования
1.4. Информационное обеспечение исследования
1.5. Оформление результатов исследования
2. Этические нормы в практике расследования
3. Методические рекомендации по психологическому анализу состояния и действий экипажа при расследовании авиационных происшествий и инцидентов
3.1. Рекомендуемая практика работ по исследованию действий экипажа в особых ситуациях полета
3.2. Методические рекомендации по исследованию состояния и действий экипажа в особых ситуациях полета
4. Методические рекомендации по исследованию человеческого фактора в практике расследования авиационных происшествий и инцидентов (управление воздушным движением)
4.1. Исследование человеческого фактора в практике расследования авиационных происшествий и инцидентов
4.2. Основы психологического анализа авиационных происшествий и инцидентов
4.3. Обзор методов и процедур информационного обеспечения психологического анализа