- Артикул:00000959
- Автор: Кербер П.Л.
- ISBN: 5-7325-0492-3
- Обложка: Твердый переплет
- Издательство: Политехника (все книги издательства)
- Город: СПб
- Страниц: 339
- Год: 1999
- Серия: Знаменитые конструкторы России. XX в. (все книги серии)
Эта интереснейшая книга - воспоминание о выдающемся авиаконструкторе Андрее Николаевиче Туполеве. О человеке, помогавшем Н.С.Жуковскому исследовать проблемы аэро- и гидродинамики, прошедшем столько испытаний, но не сломившемся и создавшем вместе со своим КБ более 100 типов военных и гражданских самолетов, среди которых АНТ-25, Ту-104 (первый реактивный самолет), Ту-114, Ту-144 (сверхзвуковой пассажирский).
На его самолетах установлено 78 мировых рекордов, 28 уникальных перелетов с экипажами В.Чкалова и М.Громова, в том числе через Северный полюс в США.
А.Н.Туполев потряс Европу советскими самолетами и их достижениями.
Этой книгой издательство открывает публикацию серии книг о выдающихся отечественных авиаконструкторах.
Книга рассчитана на широкий круг читателей.
От автора
Предлагаемые вниманию читателей воспоминания об одном из крупнейших авиаконструкторов XX века - А. Н. Туполеве - не вместились в чисто биографические рамки. Благодаря одаренности и широте интересов он не только разрабатывал и создавал конструкции новых самолетов, но и успевал помогать Н. Е. Жуковскому исследовать проблемы аэро- и гидродинамики в ЦАГИ, Г. К. Орджоникидзе - реорганизовывать, а точнее - развертывать авиационную промышленность страны.
Пройти мимо этих сторон его деятельности я не смог, точно так же, как и не сумел обойти молчанием кропотливый труд Туполева по выбору и подбору сотрудников своего конструкторского бюро. Он привлекал специалистов из самых различных областей. Именно в его КБ наряду с "чистыми" самолетостроителями - специалистами по строительной механике, по прочности конструкций, по авиационным двигателям, появились несколько необычные до того времени специалисты по приборам, радиосвязи, электромеханике и другим смежным дисциплинам. Среди них оказался и я.
Вероятно, следует объяснить, откуда и как я попал в самую гущу авиационных событий и как в конце концов оказался заместителем у Туполева.
Я происходил из чуждого Октябрю класса. Отец был морским офицером и закончил жизнь вице-адмиралом. Вскоре после Октября его жену вместе с нами, его детьми, выселили из столицы. Мы перебрались к сестре нашей матери в г. Лугу. Надо было существовать, и я поступил на Лужский артполигон телефонистом. Вскоре из работников полигона сформировали артчасти XI Петроградской дивизии, которую впоследствии отправили на фронт. После боев с белополяками нашу дивизию расквартировали в Петрограде. Весной 1921 года кронштадтские матросы подняли восстание против коммунистической диктатуры. 32-ю бригаду нашей дивизии бросили на штурм крепости. Телефонисты тянули линии связи из деревни Мартышкино по льду в крепость. Похоронив павших красноармейцев и множество расстрелянных матросов, мы вернулись в город. Я демобилизовался и уехал к брату В. Л. Кербер-Корвину в г. Таганрог, где он служил на авиазаводе.
В 1922 году инженеры таганрогского завода М. М. Шишмарев, Н. Г. Михельсон и В. Л. Кербер-Корвин заняли первое место на конкурсе проектов морского истребителя. Для постройки этого самолета их вызвали в Москву. Поселились мы возле Ходынского аэродрома, где я и начал работать по установке радиоаппаратуры на самолетах и отработке радиосвязи.
В начале 30-х годов в ЦАГИ проектировали самолет АНТ-25 для завоевания мирового рекорда дальности беспосадочного полета. Для него Штаб дальних перелетов (Орджоникидзе, Ворошилов, Алкснис) на заводе Морзе (ныне "Темп") заказал радиостанцию. Ее и поручили испытать мне в перелете до Читы на самолете ТБ-1 (летчик Городилов). Испытания прошли отлично, и главный конструктор Туполев пожелал детально ознакомиться с нами. Тогда впервые я и встретился с этим выдающимся человеком.
Вскоре после этого мне поручили установить на бомбардировщиках ТБ-3 радиопеленгаторы. Напряженная обстановка на Дальнем Востоке не исключала конфликта с Японией, а летать над морем без средств радионавигации было невозможно. Занимаясь этой работой, я понял, что авиаштурманы с радионавигацией не знакомы. У моряков же ею пользовались широко. Опираясь на труды Сакелари, профессора морской академии, я написал для авиационных штурманов работу "Самолетные средства радионавигации и их эксплуатация". Вернувшись в Москву, я был вторично вызван к Туполеву. Он высоко оценил проделанную работу, а мой труд распорядился напечатать. Это была первая в нашей стране публикация в области авиационной радионавигации. Весь тираж был закуплен ВВС для обучения штурманов. Вероятно, эти два удачно выполненных задания натолкнули его на мысль более широко использовать меня в работах своего ОКБ. Штаб перелетов привлек меня к обучению и инструктажу экипажей АНТ-25, готовившихся к перелету через полюс в США. Тут я познакомился, а затем близко сошелся с их участниками - Г. Ф. Байдуковым и С. А. Данилиным.
Постепенно Туполев стал все чаще привлекать меня к обсуждению оборудования своих будущих машин. Я почувствовал себя в его окружении своим человеком. Пугало одно: отсутствие должного образования. Учиться в вузе мне, классово чуждому человеку, не давали. Следовало заняться самообразованием, что я и делал всю последующую жизнь.
Параллельно с работой по АНТ-25 мне поручили заняться оборудованием самолета ДБА (Н-209) главного конструктора
В. Ф. Болховитинова, на котором Леваневский с Кастанаевым готовили коммерческий перелет через Северный Полюс в Аляску. Один из помощников Болховитинова, отец моей жены профессор М. М. Шишмарев рекомендовал ему включить меня в экипаж радистом-радионавигатором.
Дружная работа с туполевским коллективом, подготовка к полету в Америку - все это рассыпалось 21 октября 1937 г., когда
А. Н. Туполев был неожиданно арестован. Вскоре посадили в тюрьму и меня, и я оказался в Кулойлаге на лесозаготовках.
Когда чекисты организовали вокруг Туполева спецтюрьму ЦКБ-29 НКВД для разработки новых боевых самолетов, он вытребовал меня вместе с другими авиаспециалистами из лагерей. Прибыв по этапу в Москву, я оказался в "шараге" в должности начальника конструкторской бригады оборудования.
Роль оборудования стремительно росла, и вскоре бригаду преобразовали в отдел. В 1952 году Туполев назначил меня своим заместителем по оборудованию самолетов. Проработал я в этой должности до 1968. Разработка оборудования всех его самолетов от АНТ-58 (Ту-2) до Ту-154 лежала на мне
Оглавление
От автора
Глава первая. Становление
Глава вторая. Годы расцвета
Глава третья. В тюрьме
Глава четвертая. От Ту-2 к Ту-4
Глава пятая. Первые реактивные
Глава шестая. Пассажирские лайнеры
Глава седьмая. Последний, сверхзвуковой
Послесловие
Список литературы